Российские вузы как угроза национальной безопасности Казахстана  - Exclusive
Поддержать

Российские вузы как угроза национальной безопасности Казахстана 

На заседании Мажилиса в январе 2022 года Президент К.Токаев анонсировал скорое открытие филиалов передовых технических вузов России, обосновывая это необходимостью построения новой экономики и повышения ее конкурентоспособности. Но тезис о научно-технологической пользе российских вузов для казахстанской экономики можно поставить под сомнение.

Современные российские технические вузы не являются носителями передовых технологических знаний, что подтверждается, с одной стороны, сырьевой моделью российской экономики (практически 60% поступлений российского бюджета зависят от продажи энергоресурсов). С другой – технологической несамостоятельностью российских компаний в ключевых отраслях промышленности (машиностроение, авиастроение, приборостроение, кораблестроение и пр.), и их вынужденной повсеместной остановкой после введения западных санкций в 2022 году. Согласно опросу Российского института экономической политики, им. Гайдара, 81% производителей испытывали трудности в связи с дефицитом импортных деталей и комплектующих и низким качеством отечественных аналогов, которые к тому же сложно найти. Также подтверждением отсутствия крупных технологических достижений России является деятельность государственной корпорации «Ростех», созданной в 2007 году. Это предприятие было призвано стать основным в государственных масштабах централизованным поставщиком современных технологий для российской промышленности. За 15 лет существования «Ростех», по мнению экс-главного экономиста ЕБРР Сергея Гуриева, не смог получить ни одной серьезной технологии в какой-либо отрасли. 

Кроме того, не может не беспокоить то, что современная политическая система России активно использует высшие учебные заведения как фактор усиления международного политического влияния, употребляя в то же время свою, не ограниченную демократическими институтами, возможность прямого влияния на программы образовательных учреждений страны. И подобное вмешательство зачастую имеет не объективную, научно-академическую, а, коньюнктурную, исключительно политическую направленность. Это утверждение подтверждается простым фактом. 30 марта 2021 года в Совете Федерации России помощник Президента, экс-министр культуры РФ Владимир Мединский вопросил: «Как так получилось, что великоросские земли оказались на территории Украины, Казахстана и даже Белоруссии?» В том же выступлении Мединский отметил, что «фальсификация истории – это не цель, а средство». Годом ранее, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Мединский призывал продвигать собственную точку зрения на те или иные события прошлого: «Надо продвигать, продавливать, излагать активно, везде, всеми средствами доступными, «мягкой силой», свою правдивую точку зрения на те исторические процессы, которые происходили. Потому что кто определяет историю – тот формирует будущее».

В 2021 году Минпросвещения РФ был одобрен учебник истории, который составлялся под редакцией Владимира Мединского. 

Очевидно, что люди в политической элите России имеют возможность не только произвольно интерпретировать исторические факты, подвергая сомнению суверенитет соседних государств и важные исторические события, но и вносить коррективы в образовательные программы учебных заведений, превращая таким образом собственные взгляды в политический инструмент и общегосударственную доктрину.

После резонансных заявлений Мединского 2 апреля 2021 года пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отнес сказанное помощником Президента к научным изысканиям, заявив: «На повестке дня нет такого вопроса. Это научные изыскания». Утверждения Пескова легко дезавуируются фактом политической способности Владимира Мединского влиять на содержание образовательных программ, по которым обучаются подрастающие поколения россиян и не только. То есть, задавать на общегосударственном уровне тональность и содержание политической повестки. Мединский доказал на деле, что может и «определять» историю, и «формировать» будущее. В программе «Большая игра» в 2020 году Глава комитета Государственной Думы России по образованию и науке, член правящей фракции «Единая Россия» Вячеслав Никонов заявил: «Казахстана просто не существовало. Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза». И тот факт, что подобные тезисы произносятся не рядовыми чиновниками, а главой комитета Госдумы по образованию и науке, доказывает, что попытки подмены, корректировки исторических фактов – часть политической повестки Кремля. 

С другой стороны, способность таких людей формировать образовательную политику страны несет риски для потенциальных абитуриентов российских вузов и школьников. Они имеют возможность столкнуться с большим количеством недостоверной информации. И тут мы уже говорим о взглядах, установках и ценностях, которые будет закладывать в головы казахстанских студентов российская образовательная система. Особенно, если учитывать факт, что люди, формирующие образовательную систему России, регулярно ставят суверенитет Казахстана под сомнение. Вопрос лишь в том, насколько в головах казахстанцев, прошедших образовательную систему России, приживутся деструктивные тезисы Никонова, Мединского и других? 

Кроме того, Вячеслав Никонов является председателем правления Фонда «Русский мир», являющегося одним из основных инструментов в выстроенной Россией инфраструктуре влияния («мягкая сила») на политику и общественные процессы в других государствах. Согласно Уставу, Фонд «Русский мир» поддерживает, в т.ч. научные и образовательные учреждения, предметом деятельности которых являются исследования и разработки методик преподавания и программ изучения русского языка и литературы, исследование истории современной России, экспорт россиийских образовательных услуг и пр.

В июле 2012 г. Владимир Путин, выступая на совещании послов и постпредов Российской Федерации в Москве, призвал разработать новые технологические подходы к международной работе, основанные на «мягкой силе». 12 февраля 2013 г. «мягкая сила» была официально включена в новую концепцию внешней политики России как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». 

Сегодня основными инструментами «мягкой силы» России, без учета аффилированных с государством медиа ресурсов, являются институты публичной дипломатии, осуществляющие работу в сфере популяризации культуры, языка, получения образования в России, где, кроме Фонда «Русский мир», также активно работают Федеральное агентство «Россотрудничество», Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и др.

Основным институтом, реализующим «мягкую силу» России посредством высшего образования, является Россотрудничество, действующее через 74 российских центра науки и культуры (РЦНК) в 62 странах, и 24 представителей Агентства в составе посольств в 22 странах. Российские центры науки и культуры не только способствуют активной популяризации образовательных учреждений Российской Федерации в других странах, но и облегчают доступ иностранным студентам к поступлению в ведущие вузы страны. В 2015 году чиновники Россотрудничества в обращении к правительству обосновывали предложение о значительном увеличении квот для иностранных студентов в российских вузах в следующем ключе: «Обучение иностранцев в России необходимо для формирования пророссийских национальных элит, которые смогут более эффективно продвигать российские интересы, в том числе, долгосрочного характера». 

В 2015 году экс-глава Россотрудничества Любовь Глебова заявила открытым текстом: «Для нас важно, что выпускники хороших вузов у себя на родине становятся известными врачами, влиятельными бизнесменами, даже министрами. И такой человек всегда будет хорошо относиться к России.» С другой стороны, экс-проректор одного из ведущих вузов России – Высшей школы экономики – Сергей Ерофеев в одном из интервью высказался по поводу вовлечения иностранных студентов в орбиту образовательной системы России следующим образом: «Регулярно встречаю в зарубежных поездках чиновников, которые когда-то учились в СССР, и диалог с ними наладить всегда проще. Если человек учился за рубежом, в нем воспитывается некая лояльность к стране пребывания. И то, что Россия рассчитывает на пользу от такой лояльности, логично и правомерно. Используя квоты, ВШЭ, как и другие вузы России, также продвигает интересы страны в целом».

Эффективность деятельности Россотрудничества подтверждается заявлениями руководителя Российского Центра Науки и Культуры в Казахстане («Русский дом») Алексея Коропченко, сделанными в 2021 году: «Ежегодно около 70 тысяч граждан Казахстана учатся в России. Цифры «плавают», чуть больше, чуть меньше, но в среднем где-то около 70 тысяч. И казахстанские студенты, аспиранты составляют четверть всех иностранных студентов, обучающихся в России». В том же году депутат Мажилиса РК Алексей Милютин приводил статистику, по которой 60% казахстанских студентов от общего числа обучающихся за рубежом, учатся в России. Большая часть из них, или каждый второй, по словам депутата, остаются после обучения на ПМЖ в этой стране. Таким образом, российские вузы, при активном содействии Россотрудничества, становятся не только фактором, формирующим национальные элиты, которые смогут более эффективно продвигать российские интересы, но и инструментом «изьятия» человеческого капитала из других стран, в т.ч. из Казахстана.

Таким образом, российские технологические вузы не обладают сравнительными преимуществами перед технологическими образовательными учреждениями других стран. Отсутствие передовых стратегических технологий в российской экономике этот тезис косвенно подтверждает. Доктринальные заявления официальных государственных лиц и действия учреждений, относимых к российской инфраструктуре «мягкой силы», говорят о следующих ключевых моментах:

 а) Политическая элита современной России использует образовательные учреждения для достижения узконаправленных политических целей, нарушая при этом фундаментальные принципы института образования, такие как достоверность, научность, систематичность, последовательность и пр. Большие опасения вызывает то, какие ценностные и идеологические конструкции закладываются и будут закладываться в головы казахстанских студентов.

б) Через систему образования Россия формирует за рубежом класс лояльных агентов влияния, которые могут быть использованы в т.ч., для решения внешнеполитических задач этой страны, не исключая при этом в том числе и в ущерб интересам другого государства. 

Российская образовательная система, учитывая приведенные статистически значимые величины по оттоку молодого и трудоспособного казахстанского населения, являются инструментом «перекачки мозгов». Это наносит определенный демографический урон, способствует образовательной и профессиональной депопуляции, наносит ущерб долгосрочному экономическому росту страны.

Рахимбек Абрахманов

Центр политэкономических исследований




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.