США и Китай: не обречены на войну - Exclusive
Поддержать

США и Китай: не обречены на войну

Соперничество великих держав, США и Китая, является определяющей чертой первой половины нынешнего столетия, но нет единого мнения о том, как его следует характеризовать. Одни называют его «длительным соперничеством», аналогичным соперничеству между Германией и Великобританией перед двумя мировыми войнами прошлого века. Другие опасаются, что Америка и Китай подобны Спарте (доминирующей державе) и Афинам (растущей державе) в V веке до н. э.: они «обречены на войну». Проблема, конечно, заключается в том, что вера в неизбежность конфликта может стать самоисполняющимся пророчеством.

Термин «длительное соперничество» сам по себе вводит в заблуждение. Достаточно вспомнить все этапы, через которые прошли китайско-американские отношения с момента прихода к власти Коммунистической партии Китая (КПК) в 1949 году. В 1950-е годы американские и китайские солдаты убивали друг друга на Корейском полуострове. В 1970-е годы, после исторического визита президента США Ричарда Никсона в Китай, две страны тесно сотрудничали в противостоянии Советскому Союзу. В 1990-е годы экономическое взаимодействие усилилось, и США поддержали вступление Китая во Всемирную торговую организацию. Только после 2016 г. мы вступили в нынешнюю фазу соперничества великих держав, когда один из американских чиновников назвал Китай «надвигающейся угрозой», то есть «единственной страной, которая может бросить системный вызов» Америке «в экономическом, технологическом, политическом и военном плане».

Но даже если длительное соперничество не подразумевает насильственного конфликта, то что можно сказать о «холодной войне»? Если этот термин означает интенсивное длительное соперничество, то мы уже находимся в состоянии холодной войны. Но если речь идет об исторической аналогии, то такое сравнение неуместно и рискует ввести нас в заблуждение относительно реальных вызовов, с которыми сталкиваются США со стороны Китая. США и Советский Союз имели высокий уровень глобальной военной взаимозависимости, но практически не имели экономической, социальной и экологической взаимозависимости. Современные китайско-американские отношения отличаются по всем этим параметрам.

Прежде всего, Америка не может полностью отсоединить свою торговлю и инвестиции от Китая, не нанеся при этом огромного ущерба себе и мировой экономике. Более того, США и их союзникам угрожает не распространение коммунистической идеологии, а система экономической и политической взаимозависимости, которой обе стороны регулярно манипулируют. Частичная развязка или «устранение рисков» по вопросам безопасности необходима, но полная экономическая развязка будет непомерно дорогой, и немногие союзники США последуют их примеру. Все больше стран считают Китай, а не США, своим ведущим торговым партнером.

Кроме того, существуют экологические аспекты взаимозависимости, которые делают отделение невозможным. Ни одна страна не может в одиночку справиться с изменением климата, пандемической угрозой и другими транснациональными проблемами. И к лучшему, и к худшему, мы оказались втянутыми в «кооперативное соперничество» с Китаем, и нам нужна стратегия, способная решать противоречивые задачи. Ситуация не похожа на сдерживание времен холодной войны.

Для ответа на вызов Китая потребуется подход, использующий альянсы и систему, основанную на правилах, которые создали США. Такие союзники, как Япония, и такие партнеры, как Индия, являются активами, которых не хватает Китаю. Хотя за последнее столетие центр тяжести мировой экономики переместился из Европы в Азию, Индия, самая густонаселенная страна мира, является одним из давних соперников Китая. Клише о «Глобальном Юге» или солидарности стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) весьма обманчивы, поскольку не учитывают внутреннего соперничества внутри этих категорий. Более того, совокупное богатство западных демократических союзников будет значительно превышать богатство Китая (плюс России) еще долгое время в этом столетии.

Для достижения успеха американская стратегия в отношении Китая должна ставить перед собой реалистичные цели. Если США определят стратегический успех как превращение Китая в западную демократию, то они, скорее всего, потерпят неудачу. КПК боится либерализации западного толка, а Китай слишком велик, чтобы вторгаться в него или коренным образом менять его путем принуждения. Эта реальность является обоюдоострой: у США есть внутренние проблемы, но они, конечно, не связаны с привлекательностью китайского коммунизма. В этом важном отношении ни Китай, ни США не представляют экзистенциальной угрозы друг для друга – если только они не ввяжутся в большую войну.

Лучшая историческая аналогия – это не Европа времен холодной войны после 1945 года, а довоенная Европа 1914 года. Европейские лидеры приветствовали то, что, по их мнению, должно было стать кратковременным конфликтом на Балканах, но вместо этого получили четыре ужасных года Первой мировой войны. Некоторые предвидят, что США и Китай ввяжутся в аналогичную войну за Тайвань, который Китай рассматривает как отторгнутую провинцию. Когда Никсон и Мао Цзэдун встретились в 1972 году, они не смогли договориться по этому вопросу, но выработали примерную формулу его решения, которая продержалась полвека: никакой независимости Тайваня де-юре и никакого применения силы против острова со стороны Китая. Сохранение статус-кво предполагает сдерживание Пекина и в то же время недопущение провокаций, связанных с поддержкой де-юре независимости Тайваня. Война – это риск, но она не является неизбежной.

США следует ожидать экономических конфликтов низкой интенсивности с Китаем, но их стратегические цели должны заключаться в том, чтобы избежать эскалации – то, что госсекретарь США Энтони Блинкен недавно назвал «мирным сосуществованием». Это означает использование сдерживания для предотвращения горячей войны, сотрудничество, когда это возможно, использование жесткой и мягкой силы США для привлечения союзников, а также использование внутренних активов для успешной конкуренции. Целью должно быть формирование внешнего поведения Китая путем укрепления американских альянсов и международных институтов.

Например, ключевым фактором продвижения интересов США в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях является Япония – близкий союзник, на территории которого размещены американские войска. Но поскольку США также нуждаются в укреплении собственных экономических и технологических преимуществ, им следовало бы проводить более активную торговую политику в Азии и оказывать помощь странам с низким и средним уровнем дохода, которые ориентируются на Китай. Мировые опросы показывают, что если США сохранят свою внутреннюю открытость и демократические ценности, то они будут обладать гораздо большей «мягкой силой», чем Китай.

Инвестиции в американскую военную мощь сдерживания приветствуются многими странами, которые хотят поддерживать торговые отношения с Китаем, но не хотят, чтобы он доминировал над ними. Если США сохранят свои альянсы, не допустят демонизации и вводящих в заблуждение исторических аналогий, «кооперативное соперничество» станет устойчивой целью.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Джозеф Най

Младший, профессор Гарвардского университета, бывший помощник министра обороны США, является автором недавно опубликованной книги «Имеет ли значение мораль? Президенты и внешняя политика от Рузвельта до Трампа» (Oxford University Press, 2020).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.