Зачем создавался Национальный план развития Казахстана до 2025?
Поддержать

Зачем создавался Национальный план развития Казахстана до 2025?

«Слышащее государство» не стало обсуждать проект этого стратегического документа ни с парламентом, ни с общественностью.  Опять нет критического анализа выполнения старого плана и текущих госполитик. Снова в документе одни малозначащие лозунги. Продолжается чехарда с национальными индикаторами, когда важные из них не выполняются или просто исчезают.

Материалы по теме

На прошлой неделе был опубликован «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года» (далее – НП-2025). Он пришел на замену «Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2025 года» (далее – СП-2025), который был утвержден в феврале 2018 года. То есть, ровно через три года власти решили поменять стратегию развития Казахстана. К сожалению, в новом документе нет глубоких и кардинальных реформ. В нем идет просто повторение всех старых лозунгов с небольшими косметическими изменениями. По некоторым реформам даже идет откат. Наверное, из-за этого, на этот очень важный стратегический документ никак не прореагировали ни общественность, ни эксперты.  

Как появился НП 2025?

В конце января 2020 года в выступлении президента на расширенном заседании правительства было сказано о необходимости «глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны». Было объявлено, что нам нужен «новый экономический курс». Уже в конце марта того же года появился проект правительственного документа – «Среднесрочный план Правительства Республики Казахстан на 2020-2025 годы — «Новый экономический курс»». С точки зрения «нового экономического курса» тот документ получился откровенно слабым и одновременно с ним в Казахстане разразился коронавирусный кризис. По всей видимости, поэтому утверждение нового стратегического документа отложили.

В конце 2020 года о новом курсе вспомнили вновь и именно для этих «глубоких и радикальных реформ» был создан Высший президентский совет по реформам и Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПР). «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года» является первым всеобъемлющем стратегическим документом, подготовленным в рамках этих двух государственных органов и, по моему мнению, первый блин получился совсем комом.

Почему не было общественного осуждения проекта НП-2025?

До утверждения старого «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года» правительство хотя бы попыталось организовать обсуждение проекта стратегии с независимыми экспертами и общественностью. Так, еще в ноябре 2017 года Министерство национальной экономики провело два больших заседания с известными независимыми экспертами в Алматы и в Астане. И хотя эти встречи оставили двойственное впечатление, тем не менее – это был реальный шаг вперед с точки зрения обсуждения стратегических государственных документов с общественностью.

Через три года после утверждения СП-2025 Агентство по стратегическому планированию и реформам почему-то решило отказаться от общественного обсуждения проекта НП-2025, несмотря на то что в самом документе подчёркивается концепция «Слышащего государства» и говорится о важности участия гражданского общества в процессах реализации реформ. Исходя из этого уже можно сказать, что сам по себе процесс утверждения НП-2025 был шагом назад в реформах государственного управления в Казахстане.

В целом, очень важно, чтобы все стратегически важные документы для страны, включая стратегические экономические планы и госпрограммы правительства, утверждались, а затем контролировались в парламенте. Это автоматически сделает обсуждение таких критически важных документов прозрачным для всей общественности и, наконец-то, появится независимость в анализе и контроле выполнения стратегических планов правительством. Особенно хорошо такая система заработает, когда в парламенте появятся реально оппозиционные партии.

Нет анализа выполнения прошлых планов и проблем, текущих госполитик

НП-2025 снова повторил стандартную особенность всех госпрограмм и прочих стратегических документов правительства – отсутствие критического анализа выполнения предыдущих планов. Прошло три года после утверждения СП-2025 и это вполне достаточный срок, чтобы сделать промежуточный анализ. Тем более что в документе была неплохая таблица с конкретными «Ключевыми национальными индикаторами».

Да, коронавирусный кризис мог повлиять на некоторые индикаторы, но в любом случае, любой кризис не является причиной, чтобы не анализировать выполнение среднесрочных планов правительства. Наоборот, кризис является дополнительной возможностью, которая выявляет все недостатки таких планов.

Другом большим недостатком НП-2025 и всех других стратегически государственных документов является отсутствие анализа реальных проблем государственного управления и экономической политики государства. Например, в новом документе говорится, что принципиальные изменения в НП-2025 по сравнению с СП-2025 заключаются в переходе:

  • «от патерналистских ожиданий населения к личной ответственности;
  • от приоритета количественного роста к созданию условий для качественного и устойчивого роста;
  • от регулирования государством экономической деятельности к стимулированию частной инициативы и минимально необходимому регулированию.»

При отсутствии глубокого анализа проблем, текущих госполитик трудно понять, в чем «новизна» этих так называемых «принципиальных изменений» в стратегии развития Казахстана. То же самое, но немного другими словами власти говорят уже более десяти лет, однако видимого прогресса в реформировании госуправления и в экономических реформах нет.

Сплошные лозунги и снижение приоритета экономических реформ

В старом документе говорилось, что СП-2025 года запускает процессы третьей модернизации страны, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране. В документе была описана матрица, состоящая из 7 системных реформ и 7 приоритетных политик, которые практически целиком были фокусированы на экономических реформах и институциональных изменениях.

В новом НП-2025 в приоритеты вдруг вышли реформы по росту благополучия граждан, что трудно объяснить, поскольку не понятно, как государство может обеспечить их финансами без глубоких экономических реформ и институциональных изменений. В результате, все планируемые меры властей в разделе общенациональных приоритетов «Благополучие граждан» представляют собой малозначащие лозунги без какого-то экономического обоснования. Приведу несколько примеров таких лозунгов.

  • «Для восстановления рынка труда после пандемии и снижения уровня безработицы будут приняты меры по модернизации действующих и созданию новых рабочих мест, в том числе через стимулирование работодателей.»
  • «Минимальные социальные стандарты, связанные с ростом экономики и бюджетными возможностями, поэтапно приблизятся к международным аналогам.»
  • «Повышение грамотности населения по вопросам здоровья и формирование здоровых привычек станут одним из важных условий устойчивого развития государства.»
  • «Будет сформирована общенациональная система физкультурно-спортивного воспитания населения, в рамках которой в зависимости от индивидуальных особенностей граждан будут разработаны и внедрены рекомендации по объему двигательной активности, включая производственную гимнастику.»
  • «Будет создана система юридической и финансовой защиты медицинских работников.»
  • «Задачами развития всех уровней образования станут качественная реализация доступной модели «Обучение на протяжении всей жизни».»
  • И так далее

Все эти лозунги по поводу благополучия граждан мы уже много раз слышали, но до сих не понятно, о чем конкретно идет речь, из каких источников и сколько денег на это понадобится. Судя по всему, этот раздел общенациональных приоритетов НП-2025 писался исходя из предположения, что госбюджет Казахстана безразмерный, а в Нацфонде деньги никогда не кончаться.

Что касается разделов «Качественные институты» и «Сильная экономика» в общенациональных приоритетах НП-2025, то там такие же малозначащие лозунги, которые являются повторением старых мер с небольшими косметическими изменениями. Причем, довольно часто запланированные меры просто противоречат друг другу.

Например, в вводной части документа говорится, что после кризиса «политика большинства стран будет направлена на уменьшение вмешательства через дерегулирование, смещение институционального баланса в сторону рыночных сил, масштабное применение механизмов саморегулирования в сферах традиционного доминирования государства.» Однако наше государство собирается продолжать идти своим собственным путем, заменяя рыночное механизмы решениями чиновников, а вместо саморегулирования сохраняя квазигосударственные общественные организации, такие какие как Нацпалата предпринимателей и единый профсоюз, и создавая новые — единый союз юристов.

В качестве примера замены рынка государством можно привести несколько примеров и НП-2025.

  • Казахстанский бизнес получит доступ к дешевым средствам с возможностью пополнения оборотных средств или на инвестиционные цели без ограничений по сумме и отраслям.
  • Предусматривается поэтапное увеличение числа цифровых специалистов в АПК и повышение их грамотности.
  • Сформируется информативная система рыночного ценообразования с надежными ценовыми индикаторами.
  • Сформируется система стандартов развития конкуренции в отраслях и регионах, которая приведет к вовлечению государственного аппарата в эту активную работу.
  • Общая координация в обеспечении инновационного и технологического развития страны, формировании единых подходов и механизмов реализации политики в области развития инноваций и технологий будет осуществляться в рамках создаваемого Совета по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан.
  • Опираясь на исторически сильные стороны экономики и компании- флагманы, будут созданы технологические хабы и кластеры, в которых появятся якорные экспортоориентированные продукты.
  • И так далее.

Помимо этого, по сравнению с СП-2025, в новом документе в общенациональных приоритетах исчезли очень важные задачи (даже на уровне лозунгов). Например, для общественности остаётся полностью непонятным, как дальше будет развиваться пенсионная система Казахстана и обязательное медицинское и социальное страхование. Эти задачи очень сильно влияют на государственный бюджет и на финансовые возможности правительства. В результате трудно понять, как оно собирается выполнять НП-2025, не решив этих финансовых проблем.

Зачем нужно было кардинально менять национальные индикаторы?

В старом СП-2025 были включены достаточно неплохие «Ключевые национальные индикаторы», которые должны были «измерить прогресс Казахстана по достижению цели о вхождении в число 30-ти развитых стран мира, сопоставить позиции Казахстана относительно 30-ти развитых стран, а также оценить выполнение реформ и политик, заложенных в данном Стратегическом плане». По моему мнению, единственным большим недостатком этих индикаторов в СП-2025 было то, что осталось непонятным, за счет чего будет обеспечен экономический рост страны. Из-за роста цены и добычи нефти или из-за бурного роста несырьевой экономики? То есть, в индикаторах отдельно не выделялся рост несырьевой и высокотехнологичной экономики Казахстана.

Интересно отметить, в новом НП-2025 совсем ничего не говорится о вхождении Казахстана в 30-ку развитых стран. Соответственно, у новой карты стратегических показателей до 2025 года нет цели сопоставить позиции Казахстана относительно 30-ти развитых стран. При этом, в новом документе такой ключевой плановый показатель как ВВП на душу населения в долларах США на конец 2025 году был снижен на 21%! Такое большое снижение этого очень важного показателя в среднесрочном периоде никак нельзя объяснить текущим коронавирусным кризисом. В результате наш разрыв с развитыми странами не уменьшится, а только увеличится.

Также был ухудшен другой ключевой национальный индикатор — уровень инфляции в Казахстане. В старом СП-2025 планировалось, что инфляция, начиная с 2021 года составит в диапазоне 3%-4% и потом так будет всегда. Однако сейчас инфляция выше 7%. И здесь, такое невыполнение планов по инфляции так же невозможно объяснить коронавирусным кризисом. К сожалению, наше правительство пока не признается, что в высоком уровне инфляции в Казахстане виноват не Нацбанк, а именно оно. Как я писал ранее, основными факторами, ускоряющими инфляцию в Казахстане, являются.

  • Проциклическая фискальная политика.
  • Государственное кредитование экономики по ставкам гораздо ниже рыночных.
  • Сырьевая зависимость курса тенге.
  • Антирыночная поддержка бизнеса и государственное регулирование цен.

Ни в одной государственной программе или стратегическом документе вы не найдете объяснений правительства по этим ключевым причинам высокой инфляции.

Также в новом НП-2025 говорится, что будут «приняты меры по обеспечению однородной конкурентной среды между квазигосударственным сектором и частным бизнесом, реализации принципа «конкурентного нейтралитета» с применением передовой практики стран ОЭСР». С этой точки зрения удивительно, что в новой карте стратегических показателей до 2025 года исчез такой плановый индикатор как — «Индекс конкурентной среды ОЭСР (Product Market Regulation)».

Данный индекс ОЭСР является очень важным для Казахстана. Он состоит из 18 показателей, которые измеряют барьеры для появления новых компаний и для развития конкуренции в стране в широком диапазоне ключевых областей государственной политики, включая проблемы лицензирования и государственных закупок, доли госкомпаний на рынке, корпоративного управления госкомпаниями, контроля цен, оценки новых и существующих нормативных актов и внешней торговли и так далее. Очень странно, что мы хотим на 100% соответствовать странам ОЭСР, но одновременно убираем ключевой индекс для сравнения с ними.

Помимо этого, в плановых индикаторах развития Казахстана исчез другой очень важный индикатор – «Индекс сложности экономики (Гарвард)». По обоим исчезнувшим национальным индикаторам можно с уверенностью можно сказать, что это произошло потому, что за три года по ним у Казахстана не было не только никакого прогресса, а наоборот — регресс.

Вместо этих и других важных международных показателей в новом НП-2025 появились ряд «новых», не менее известных. Поэтому не исключено,  что через пару лет власти вновь пересмотрят план развития Казахстана и уже новые невыполненные международные показатели снова уберут без всякого анализа и объяснений.

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *