Приватизируй это! Как гособъекты будут переходить в частные руки?
16 января министерство финансов РК сообщило ходе реализации программы масштабной приватизации, объявленной в Казахстане. Так, по данным ведомства, в настоящий момент количество государственных организаций составляет — 25 893, включая квазигоссектор. Их балансовая стоимость — 9 трлн тенге. Отношение государственных активов к ВВП составляет 43%. Поставленная цель — снизить этот показатель к 2020 году до 15%. Наибольшее число — коммунальные предприятия, 22 тысяч единиц. В рамках второй волны приватизации за два года продан 241 объект. Также за этот период ликвидировано 399 объектов, реорганизовано 217, зарегистрировано новых объектов — 708. За два года количество республиканских предприятий сократилось на 17%, однако число коммунальных предприятий наоборот, увеличилось — на 8%. В основном за счет социальных объектов — школы, больницы и т.д.
«В кризис 2008 — 2009 года государство через холдинги сильно увеличило свое участие в экономике. И сегодня 43% ВВП находится под косвенным контролем государства. В то время это сыграло положительную роль. Для «стабилизации» это хорошо, но для «развития» — плохо. Именно сейчас, важно дать бизнесу пространство, освободить ниши. Государство не должно конкурировать с бизнесом, оно должно создавать условия. Для это нужна приватизация. Что касается стоимости, она будет рыночной. Во-первых, для оценки будут привлечены международные авторитетные оценочные компании. Во-вторых, это твердые активы — заводы, аэропорты и пр., их мало и на них всегда есть большой спрос. Поэтому бросовых цен не будет, а информация о цене, методе и оценщике будут доступны общественности», — отмечено в сообщении министерства финансов РК.
Ранее министерство национальной экономики Казахстана опубликовало комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Рынку будут переданы не только республиканская и коммунальная собственность, но и доли в крупных нацкомпаниях.
Согласно правительственному документу, в ближайшую пятилетку на биржу выведут «бумаги» таких нацкомпаний, как: АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», АО «НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром», АО «Самрук-Энерго», АО «Тау-Кен Самрук», АО «Казпочта» и АО «Эйр Астана». Помимо них, в рамках IPO будут приватизированы дочерние структуры АО «Самрук-Энерго» и АО «Тау-Кен Самрук», а именно: ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», АО «Экибастузская ГРЭС-2», Forum Muider BV (ТОО «Богатырь Комир»), ТОО «Казцинк» и АО «ШалкияЦинк ЛТД».
Всего в рамках приватизации запланирована приватизация 65 крупных нацкомпаний трех управляющих холдингов: АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро» и АО «НУХ «Байтерек».
Сообщается о возможности частичной или полной приватизации трех основных НПЗ. Решение объясняется необходимостью пополнить бюджет страны, сильно «просевшего» из-за падения тенге и цен на экспортные нефть и металлы.
Exclusive.kz попросил экспертов оценить: насколько прозрачно проходит приватизация в Казахстане и какие цели она преследует на самом деле?
Политолог Денис Кривошеев считает, что дело не в том, сколько получит государство от масштабной приватизации, а сколько сэкономит. По его словам, всё это «многообразие паразитов» годами выедало бюджет. Достаточно вспомнить последнее мероприятие, которое провело во Дворце Независимости АО «НАТР». Объективно, это парад устаревших стартапов, не нашедших инвесторов ввиду никчемности или вторичности, на котором присутствовали эксперты, завезенные со всего мира. Все это обошлось государству в десятки миллионов тенге — и никакого отчета об эффекте. Стоило поднять вопрос о целесообразности, как началась массовая истерика, в которой приняли участие все заинтересованные лица. И таких сходок ежегодно только в одной Астане — сотня, заметил он.
«Президент говорит, что на приватизацию нужно выставить семь тысяч предприятий. Бюджет нужно разгрузить, ведь даже в «тучные годы» весь этот сонм был убыточном, но бюрократия просто так не сдается. Начинает говорить о шестистах компаниях. О каких-то IPO, на подготовку которых нужны «адские» деньги. Президент говорит: будем наказывать тех, кто имитирует реформы, но когда речь заходит о той же Air Astana и ее приватизации, появляется толпа недовольных, которая требует у государства присутствия на рынке. Государство должно создавать правила игры, а не быть ее участником, потому как появляется конфликт интересов. Есть отрасли, касающиеся национальной безопасности, но и тут нужно оставаться трезвомыслящим и оценивать взвешено, необходимо присутствие или нет. Например, «Самрук-Казына» создавался явно не для того, чтобы тратить миллионы долларов на содержание спортивных команд, какими бы успешными они ни были. А ведь эти деньги были определены на затраты и не ушли в бюджет. Можно было построить детские школы и вырастить собственных спортсменов, но мы заплатили иностранным. Что касается убытков, было очевидно, что в сложившейся ситуации их придется зафиксировать. Как бы то ни было, принцип приватизации прибыли и национализации убытков никто не отменял. Так или иначе, с этим сталкивается большинство государств в мире, просто: чем сильнее само государство лезет в бизнес, тем больше приходится платить», — сказал Денис Кривошеев.
Директор Института экономической политики РК Каирбек Арыстанбеков считает, что особенность этой приватизации заключается в том, что она реализуется на фоне ограничения денежного предложения и после девальвации тенге, то есть, удешевления активов приватизируемых компаний в национальной валюте. Другая особенность состоит в том, что она осуществляется при сохранении компонентов структурного и концептуального кризисов в экономике. Вместе с тем, приватизация должна отвечать следующим требованиям: во-первых, выбор приватизируемых предприятий должен привести к повышению уровня общественных благ. Это будет видно уже в 2017 году; во-вторых, процессу приватизации должна предшествовать реструктуризация действующих монополий. Однако эта работа проведена недостаточно; в-третьих, важными условиями приватизации должны быть новые инвестиции. Это тоже будет видно в 2017 году; в-четвертых, приватизация должна проводиться с учетом интересов национальной безопасности страны. Закон «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», предусматривает определение отраслей экономики, имеющих стратегическое значение. Это добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых, машиностроение, космическая деятельность, АПК, водное хозяйство, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии и другие. По ним проводится государственный мониторинг, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны. Между тем, в перечень приватизируемых отраслей попали добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, транспорт и связь, рассказал Каирбек Арыстанбеков.
«Создается ощущение, что в Казахстане приватизация проводится для пополнения доходной части госбюджета. Между тем, как показывает мировой опыт, такое целеполагание становится эффективным только в трех случаях: если в стране действует фондовый рынок, если есть гарантии прав частной собственности, если есть традиции корпоративного управления. Кроме того, постановление Правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2016- 2020 годы» № 1141 от 30 декабря 2015 года предусматривает целевые индикаторы – сокращение к 2021 году субъектов квазигосударственного сектора организаций республиканской собственности на 15% и передача в конкурентную среду организаций коммунальной собственности к общему количеству 5%. Документ недостаточно нацелен на интересы Стратегии «Казахстан-2050». К примеру, учитывая, что между размером государства и экономическим ростом существует статистическая связь, в ходе проработки указанного постановления правительства министерством национальной экономики не определен оптимальный для Казахстана размер государства, поскольку конструкция приватизации позволяет его определить. Наши наблюдения показывают, что одним из важных факторов экономического роста являются так называемые размеры государства. Размеры государства — это не территория и численность населения, а расходы расширенного правительства. Поэтому большие размеры государства, в зависимости от стадии развития, структуры экономики и численности населения, препятствуют экономическому росту. По нашей оценке, поддерживаемый правительством, нынешний размер государства с учетом квазигосударственного сектора нуждается в коррекции, поскольку при достижении этого уровня экономический рост в стране становится не более 1-2%, а с учетом высоких цен на нефть – 3-4%.Среди приватизируемых объектов числятся Экибастузская ГРЭС-1», АО «Экибастузская ГРЭС-2», АО «ШалкияЦинк ЛТД». Если посмотреть финансовый отчет ФНБ «Самрук-Казына» за 2014 год, то он приобрел долю 50% в ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»за 237 млрд тенге у KazakhmysPlc. В то же время, в конце 2014 года ФНБ решил обесценить инвестиции в эту компанию (признать убытки) на 76 млрд. Аналогичная ситуация происходила с месторождением «Шалкия». Другими словами, в республике реализуется политика «приватизации прибылей и национализации убытков» Получается, что приватизацией занимается правительство, а национализацией – ФНБ «Самрук-Казына», хотя обе функции относятся к компетенции правительства. Здесь необходима правовая оценка Конституционного суда, либо Генеральной прокуратуры», — убежден Каирбек Арыстанбеков.
Комментариев пока нет