Зачем нам нужен 4G
В конце апреля появились сообщения о том, что Комитет связи информации и информатизации РК намерен в 2016 году предоставить всем казахстанским мобильным операторам лицензии на запуск сетей 4G LTE в режиме технологической нейтральности. Это означает, что уже в следующем году жители Казахстана смогут выбирать — услугами какого оператора по предоставлению высокоскоростного Интернета воспользоваться. Усиление конкуренции на рынке 4G позволит качеству высокоскоростных услуг расти, а ценам на них – снижаться.
Вместе с тем, аналитики утверждают, что широкое распространение нового стандарта зависит от целого ряда факторов. В том числе — от уровня проникновения смартфонов и степени развитая мобильной экосреды. Попытаемся разобраться, как обстоят дела с развитием всех этихусловий.
По данным Международного института электросвязи (МЭИ), в 2014 году мировое покрытие сотовой связью составило 95,5%, из них сетями 3G и выше — порядка 70%. А сети 4G раскинули уже в 118 странах более 300 операторов. При этом в развитых странах достигнуто 90% 4G покрытие. В развивающихся этот показатель находится на уровне 15% (GSMA). Количество пользователей мобильным интернетом растет прямо пропорционально возможностям сетей в том или ином регионе. Так, в развитых странах этот показатель превышает отметку в 80%, а в странах СНГ — 50%, тогда как в развивающихся он составляет 21% (среднемировой 32%, МЭИ)
Однако мобильный интернет-пользователь другому интернет-пользователю рознь: современный формат использования мобильного трафика задают смартфоны. Сегодня на простую мобильную трубку приходится 22 Мб трафика в месяц, в то время как со смартфоном этот показатель увеличивается в 37 раз и составляет почти 1 Гб (819 Мб, Cisco VNI Mobile, 2015), а в среде 4G-смартфонов он достигает 3 Гб. По данным различных исследований, к концу 2014 года уровень проникновения смартфонов в мире (количество на 100 человек населения) составил порядка 20-30%.Наиболее высокий уровень в 80-85% приходится на Южную Корею и Сингапур; 70-80% — на Швецию, Гонконг, Испанию, Китай. В большинстве стран Северной Европы и в Северной Америки этот показатель составляет 57-69%, в странах Европы — от 30% в Восточной части до более 50% в Центральной. В Японии и Малайзии он превышает 50%. В России находится на уровне 45%, в Казахстане и Украине — 20-24%.
Стремительный рост использования смартфонов впечатляет не меньше, чем темпы разворачивания сетей 4G (которые за 5 лет покрыли половину стран мира и четверть его населения). Количество подключенных смартфонов за период с 2008 по 2014 гг. увеличилось почти в 15 раз (до 2,6 млрд, GSMA). И если в 2008 году смартфоны были у примерно 200 млн. населения, то в 2015 году они будут уже у 3,3 млрд. человек! А к 2020 году смартфонбудут иметь 3/4 населения Земли (Ericson, 5,8 млрд. подключенных смартфонов; ООН, 7,7 млрд. жителей).
Однако важным видится и рост количества других индивидуальных и коммерческих мобильных устройств. По данным Cisco, в 2014 году общее количество мобильных устройств (включая смартфоны) составляло 7,4 млрд. Ожидается, что к 2019 году оно достигнет порядка 11,5 млрд., при этом доля не-смартфонов снизится с 61% до 27%, доля смартфонов увеличится до 40%.
Рост портативных устройств, 2014-2019, Cisco, 2015
Устройства М2М (machine to machine, например, автомобильные системы GPS, системы учета торговых и курьерских компаний, приложения для медицинских учреждений и т.д.) к 2020 году будут занимать до трети подключенных к мобильным сетям устройств.
К концу десятилетия общий объем мобильного трафика возрастет с 2,5 млн. Тб (терабайт = 1024 Гб) до 24,3 млн. Тб. Каждый смартфон будет генерировать уже до 4 Гб трафика ежемесячно, планшеты — в 2,5 раза больше трафика, чем смартфоны, однако их доля среди всех подключенных к мобильным сетям устройств не превысит 3%.
И здесь мы переходим к вопросу мобильной экосреды. Сегодня прирост мобильного трафика дает, преимущественно, «тяжелый» контент, то есть видео высокого разрешения и потоковое видео (формат, схожий с телевещанием). Веб-браузинг, обмен электронными документами и аудио-контент генерируют менее 1/3 трафика, ичерез несколько лет это соотношение, ожидается, будет на уровне ¼. В Швеции, в стране с наиболее высоким проникновением 4G связи, для просмотра ТВ используется более 40% мобильных устройств. В Германии до 27% пользователей используют мобильные сети для просмотра ТВ или видео на еженедельной основе. А по заявлениям YouTube, на мобильные устройства приходится до 50% всего их трафика.
Как мы видим, пока вся мощь технологии будущего используется, преимущественно, в досуговых целях. Но, по словам мобильных операторов и телекоммуникационных международных ассоциаций, сегодняшнее привлечение индивидуальных пользователей к более активному использованию мобильных устройств и являетсятем самым необходимым базисом для создания не только домашней, но и городской, офисной, промышленной, финансовой, образовательной, а в будущем и транспортной мобильной экосистем. Активно использующая мобильный интернет подавляющая часть населения, по мнению специалистов, позволит наилучшим образом позиционировать 4G как бизнес-инфраструктуру в сегменте b2c, а затем и b2b. Плотные высокоскоростные и высокоемкие сети 4G, говорят операторы мобильной связи – это не первый, но, возможно, наиболее эффективный шаг к дигитализации, виртуализации и мобильной доступности продуктов и услуг.
Сегодня операторы мобильной связи, разворачивая сети 4G, дают абонентам не только надежду на быстрый и доступный интернет, но и на то, что LongTermEvolution (LTE, долговременное развитие)позволит совершить такую же направленную эволюцию и бизнесу, и государству, которое, в свою очередь, мобилизует коммерческое сообщество к созданию эффективных и комфортных мобильных экосистем.
Комментариев пока нет