Как «кинули» на деньги писателя Дулата Исабекова - Exclusive
Поддержать

Как «кинули» на деньги писателя Дулата Исабекова

Лауреат Государственной премии, именитый казахстанский писатель и драматург, успешно издающийся за рубежом (его книги продаются в американском-интернет магазине Amazon) чувствует себя сегодня наивным мальчишкой, который попал на десяток миллионов тенге, поведясь на обещания о постановке на сцене одного из театров Мельбурна (Австралия) спектакля «Борте – императрица мира» по его пьесе.

…Международный фестиваль «Мир Дулата Исабекова» традиционно проходит каждые 10 лет – в канун очередного юбилея писателя. Туда обычно приезжают со спектаклями, поставленными по пьесам Дулата Исабекова, многие театры Казахстана, а также дальнего и ближнего зарубежья.

– Спектакль «Борте – императрица мира» должны были показать в завершающий день фестиваля, посвященного моему 80-летию, на сцене Национального академического театра имени Ауэзова, – рассказывает драматург. – Перед этим я несколько раз спрашивал у посредника-организатора Марата Ахметжанова – готов ли спектакль? Ведь никаких доказательству этому – видео или хотя бы фото-подтверждений из зрительного зала я не видел, с режиссером вживую ни разу не общался, только через него. И вообще – точно ли приедут ли гости из Австралии? Он отвечал: не извольте сумлеваться! Фирма, мол, веников не вяжет.

По просьбе Уоррена Уиллса (Warren Wills), режиссера из Мельбурна, которую передал, опять же, этот посредник, мы (казахстанская сторона) заплатили сначала за перевод пьесы на английский пьесы «Борте», затем перечислили деньги на приобретение некоторых национальных костюмов, а также оплату части гонорара актерам, занятым в постановке. Эти деньги – 8 млн тенге – шли через Марата Ахметжанова. А вот переводил ли он их в Мельбурн – я не знаю, документальных доказательств он не предоставил до сих пор.

Незадолго до фестиваля Марат Ахметжанов передал слова австралийского режиссера: спектакль слишком многолюдный, поэтому всех привезти в Алматы не смогут, приедут только пять человек (среди них исполнительница главной роли), чтобы сыграть фрагменты из спектакля. Что ж, мы согласились. А куда деваться? Но накануне приезда нам заявили, что актриса, играющая роль Борте, внезапно заболела, однако деньги, потраченные на билет (туда и обратно – по миллиону тенге на каждый), возврату не подлежат.

В результате на фестиваль приехало пятеро непонятных мужчин, среди них Марат Ахметжанов и его сын, который поселился в номере, забронированном в гостинице «Алматы» для актрисы – исполнительницы роли Борте.

В заключительный день фестиваля, когда группа из Мельбурна должна была выступить перед казахстанским зрителем, режиссер Уоррен Уиллс, он же автор музыки к якобы поставленному им спектаклю «Борте – императрица мира», потребовал фортепиано. Тот инструмент, что имелся в театре имени Ауэзова, не подошел: оказался то ли сильно расстроенным, то ли вообще сломанным. Марат Ахметжанов вызвался помочь и попросил 500 тысяч за аренду и доставку фортепиано на сцену.

«У тебя аппетиты, как у акулы», – сыронизировал я. В итоге был арендован инструмент за сумму в 10 раз меньшую.

И вот на сцену выходит некий мужчина, уроженец Болгарии, как нам сказали, и под аккомпанемент фортепиано, на котором играл Уоррен Уиллс, начинает нести чушь – как надо вести себя в общественных местах, холить, лелеять и успокаивать детей, беречь природу и т.д. В зале, а он был полным, там сидели ведущие театроведы Казахстана, зрители – заядлые театралы, а также представители помогавшего нам с организацией театрального фестиваля Министерства культуры и спорта, акимата Алматы, начался ропот. Все ведь пришли посмотреть австралийскую версию спектакля, поставленного по пьесе казахского драматурга, то есть меня, а на сцене происходит черт-те что.

Когда лекция непонятно о чем совсем затянулась, я вынужден был потребовать, чтобы немедленно прекратили это издевательство над зрителем. Марат Ахметжанов, посредник-организатор этой вакханалии, заявил, что эту очень полезную лекцию читал знаменитый лектор, которого знает весь театральный мир, а я нарушаю законы гостеприимства, сгоняя его со сцены. На что возмущенные зрители из академии имени Жургенова ответили, что такого рода лекции, только более качественные, в их вузе читают зеленым первокурсникам. Я добавил к этому, что действия тех пятерых, кого мы на свои деньги привезли в Казахстан, и того, кто организовал эту поездку, близки к мошенническим.

Скандал, связанный с моим юбилеем, на сегодняшний день все еще не закончился. Я добиваюсь, чтобы посредник Марат Ахметжанов вернул те 8 млн тенге, которые мы перечислили через него на постановку спектакля в Мельбурне.

Он же не устает на голубом глазу утверждать, что «Борте» в Мельбурне все-таки поставлена, но привезти спектакль в Казахстан не получилось – слишком многолюдный. На просьбу выслать хотя бы минутный видеосюжет или хотя бы фото из зрительного зала отговаривается сказками о том, что это невозможно, актеры, мол, отказываются сниматься. Однажды он заявил, что я якобы был приглашен Уорреном Уиллсом на премьеру спектакля «Борте – императрица мира» в Мельбурн, но я отказался поехать. От такого наглого вранья у меня, что называется, челюсть отвисла.

Всем, наверное, интересно узнать, как я доверился этому человеку. Вживую я встретился с Маратом Ахметжановым в 2017 году в Лондоне, где в рамках фестиваля казахской культуры состоялась премьера спектакля «Акку-Жибек» по пьесе, написанной мною по мотивам знаменитого эпоса. Он шел в столице Великобритании четыре дня, организатором была Рахима Абдуалиева, директор академии Чингиза Айтматова в Лондоне. У этой женщины хорошие связи с лондонским истеблишментом и депутатами английского парламента. В те дни я и познакомился поближе с Маратом Ахметжановым. До этого мы знали друг друга больше заочно. В один из приездов в Алматы он разыскал меня, и, представившись заместителем председателя творческой гильдии Лондона, гражданином Великобритании, сделал ряд заманчивых предложений.

Деловые отношения начались в том же 2017 году: после того фестиваля я расстался с Рахимой Абдуалиевой, которая была тогда моим литературным агентом в Англии.

Вопрос: почему я, рассказывая про взаимоотношения с Маратом Ахметжановым, упоминаю ее? А потому, что они с ним – коллеги. Являясь конкурентами, оба ищут писателей и поэтов из других стран, желающих выпускать книги на английском, можно сказать – ведут охоту на них. А тут мы с Рахимой как рассорились! Это неудивительно: литературные агенты часто заканчивают свои отношения с автором скандалом. Сначала у нас с ней все было очень хорошо, лучшего и желать не надо. Когда в Лондоне вышел сборник «Избранные пьесы Дулата Исабекова», то его презентация прошла в Палате лордов. Говорят, такое было впервые в истории этого представительного органа, до этого писателей туда не приглашали, но мой пробивной агент добилась этого.

Но однажды я увидел эту свою книгу в американском интернет-магазине Аmazon. На тот момент было уже распродано две тысячи экземпляров по $29 каждый. По нашей с Рахимой договоренности (как всегда – устной), я должен был получать в таких случаях не менее 40% от продажи. Однако мне не было заплачено ни копейки, и после этого мы с ней порвали все отношения. А Марат Ахметжанов будто бы ждал этого – я сразу попал в его горячие объятия.

«Я не Рахима, я честный», – убеждал он меня. И – действительно, заключил со мной договор, и на деньги казахстанских спонсоров выпустил несколько моих книг на английском, среди них роман «Қарғын» – «Смятение» и сборник юмористических рассказов «Конфронтация».

В общем, я повелся как наивный мальчишка, когда он говорил, что эти книги он распространит по всем библиотекам мира и организует многочисленные рецензии.

«Постепенно выведем вас на большую международную премию, может быть, даже на Нобелевскую», – убаюкивал он меня сладкими словами.

Как каждый солдат мечтает стать генералом, так и писатели хотят международного признания. Поэтому после выхода книг в Лондоне я поверил, что Марат Ахметжанов – настоящий деловой человек. Итог – опозорен не только перед земляками, но и на весь мир.

В последнем письме, отправленном этому горе-посреднику, я был, признаюсь, очень эмоционален. Выражая свое возмущение, написал, что проклинаю тот день, когда судьба свела меня с ним. Ответа, как и следовало ожидать, нет.

Самое главное, этот человек продолжает заниматься ловлей простаков-казахстанцев. Он проводит в Казахстане многочисленные встречи, где собираются несостоявшиеся поэты, писатели и люди, мечтающие прославиться в кино. Этот краснобай, «мастер слова» уже прошелся «с чесом» по Туркестанской области, Алматы и Астане. Провел в Бурабае, самом дорогом курорте Казахстана, несколько каких-то «Щучинских чтений» (мне вот интересно узнать, кто финансирует эти ежегодные «чтения»?), где всем оплатившим взнос в размере 30 тысяч тенге пораздавал членские билеты творческой гильдии Лондона, которые якобы гарантируют участие во всех культурных мероприятиях, проходящих в Лондоне и в Казахстане.

В общем, Марат Ахметжанов везде, где можно не заработать, а добыть какие-то деньги. Одно меня утешает: простаком, развесившим уши, оказался не только я. Наши чиновники тоже ведутся, когда прописавшийся в Казахстане гражданин Великобритании (это точно – я видел паспорт) приходит к ним с предложением – а давайте вместе пропагандировать казахскую литературу и искусство. Никому из них и в голову не приходит проверить личность этого человека. Что я могу еще сказать? Айналайын, қазақтар! До чего же мы наивны…

Мерей Сугирбаева




7 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Смело выскажу свое мнение! Эта статья — настоящий кринж! Она больше похожа на плачь писателя о своих несбывшихся надеждах на Нобелевскую премию. Честно говоря, после прочтения этого «монолога» у меня сложилось крайне критическое и негативное впечатление о драматурге. Издание, которое публикует подобные «статьи», скатывается до уровня желтой прессы. Они даже не беспокоятся провести собственное расследование и полагаются исключительно на слухи. Пока читаю эту статью, не могу не заметить явный непрофессионализм редакторов и во многих других материалах, их работа тут сведена на минимум, просто MESSAGE, CTRL+A, CTRL+C, CTRL+V