На какие деньги мы могли бы жить, кроме нефтяных?
Беспрецедентные изъятия из Нацфонда, о которых мы уже говорили ранее, правительство объясняет дефицитом бюджета. Но есть множество способов решить эту проблему, не прибегая к неприкосновенной копилке, которая нам когда-нибудь действительно будет необходима, но окажется пуста. И повышение налогов – далеко не лучшее решение. Достаточно всего лишь грамотно выстроить в бюджетном госуправлении тонкие настройки.
– Альтернативные источники финансирования имеются, и об этом наша фракция говорит при каждом обсуждении бюджета, – от требований раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, справедливому налогообложению банков, и до адекватного вклада в бюджет со стороны квазигоссектора и нацкомпаний, хотя бы на уровне 70% от прибыли вместо нынешних 10-12%, – выступил на заседании мажилиса председатель партии «Ак Жол» Азат Перуашев, критикуя планы правительства по очередному изъятию триллионов тенге из Нацфонда в 2025 году.
Это заявление справедливое, и на него министрам финансов и нацэкономики, действительно, следовало бы обратить внимание. При этом, названные депутатом методы – далеко не единственные. О многих вариантах пополнения государственного бюджета Exclusive.kz писал неоднократно. Перечислим основные.
1. Оптимизация расходов на госсектор.
Вопрос чрезмерных трат на государственный сектор обсуждается в Казахстане давно. Проблему признавал даже сам Олжас Бектенов на первом своём совещании, когда только стал премьер-министром.
– Минфину в течение 10 дней провести ревизию республиканского бюджета и в течение месяца – всех местных бюджетов на предмет существенного сокращения расходов, не имеющих первостепенного значения. Никто не должен сорить деньгами, – заявлял он в начале февраля.
Однако, несмотря на чёткий обозначенный срок, информации об итогах этой работы так и не было распространено. Новостей о сокращении трат госбюджета было не очень много, причём объясняли их не столько сделанной по указанию премьер-министра ревизией, сколько паводковой ситуацией.
Затем паводки прошли, а бездумные траты не прекратились. К примеру, на проведение игр кочевников было потрачено 5,7 млрд тенге, тогда как заработало с них государство только 300 млн.
Содержание раздутого госаппарата, в целом, обходится бюджету чрезмерно дорого. Как озвучивал в начале года министр финансов Мади Такиев, на коммунальные услуги госучреждений тратится порядка 30 млрд тенге, в целом на госслужащих – 1 трлн.. Мы уже отмечали ранее в материалах «Казахстанцы продолжают кормить неэффективных госслужащих» и «90 тысяч патриотов нас не спасут: Что не так с концепцией госслужбы в Казахстане», что количество госслужащих, согласно задаче Касым-Жомарта Токаева, должно было быть сильно сокращено на 25%, но этого не произошло. А ведь это принесло бы бюджету немалые ресурсы даже в том случае, если бы зарплаты оставшихся сотрудников государственного аппарата были бы увеличены в соответствии с возросшим количеством задач! Поэтому оптимизация госаппарата дала бы ощутимый эффект.
Сократить расходы можно, в частности, за счёт внедрения цифровых технологий, которые помогут не просто уменьшить количество чиновников, но ещё и к тому же ускорить процессы осуществления государственного управления и оказания гражданам услуг. Кроме того, очень высоки расходы на содержание административных зданий.
2. Ускоренная приватизация лишних для государства активов.
Квазигосударственный сектор стал значительным бременем для бюджета Казахстана. Несмотря на регулярные финансовые вливания из бюджета, многие из предприятий, которым управляют министерства и ФНБ, демонстрируют слабую прибыльность или вовсе не приносят доход. Проблему усугубляет неэффективное управление и раздутый административный аппарат. Об этом, в частности, уже неоднократно прямо заявляла Высшая аудиторская палата, когда её возглавляла Наталья Годунова.
Различные квазигосударственные структуры давно обсуждаются как кандидаты на приватизацию. Частный сектор мог бы повысить их эффективность, снизив финансовую нагрузку на государство. Но почему-то темпы осуществления приватизации крайне медлительны.
Почти 10 лет назад, в 2015 году, Exclusive.kz публиковал материал «Приватизация нужна, но без «перегибов»», в котором отмечалась раздутость государственных холдингов. А воз и ныне там. В 2020 году Алмасадам Саткалиев заявлял, что к 2022 году планируется приватизировать «КазМунайГаз», «Air Astana» и «Qazaq Air», а в 2023 году – КТЖ. Но планы оказались несбыточными, ничего из этого не случилось, – приватизировали только «Qazaq Air», причём на два года позже названного срока.
Тем временем, приватизация излишних для государства активов могла бы высвободить ресурсы для других приоритетов бюджета и улучшить качество управления. В условиях истощения Национального фонда и бюджетных ограничений такая мера представляется всё более необходимой.
3. Сокращение социальных расходов.
Казахстанский бюджет включает в себя слишком большие социальные расходы, которые обеспечивают поддержку различных слоев населения. По словам министра финансов, на социальное поддержание уходит порядка 60% государственного бюджета, тогда как на фактическое развитие страны – только 10%. Это катастрофический перегиб, который сам по себе ярко говорит о том, что система госуправления не эффективна. Надо не спасать бедных, а бороться с бедностью, создавать рабочие места, повышать доходы. Но для этого, очевидно, нужна совершенно другая экономическая политика.
А пока выплаты и субсидии оказываются не всегда целесообразными и нередко сталкиваются с коррупционными рисками. На фоне постоянного бюджетного дефицита многие эксперты предлагают реформировать систему соцподдержки, делая её более адресной.
Справедливости ради, отметим, что эту работу государство уже начало проводить. В этом году было объявлено об изменении механизма оказания АСП, теперь перед выплатой будут проверять расходы получающих госпомощь граждан. В теории, это поможет перераспределить ресурсы таким образом, чтобы средства получали лишь те, кто действительно нуждается в поддержке.
Однако, гораздо важнее в целом перераспределить ресурсы бюджета: социальные расходы не должны превышать 30-40%.
Основные средства государственного бюджета должны идти на развитие страны и приносить доход, а социальные расходы должны не просто «гасить» минимальные потребности нуждающихся, а создавать стимул для развития уровня жизни человека. Иначе все эти расходы не будут приносить никакой пользы, и министерство труда так и будет дальше жаловаться, что ленивые казахстанцы отказываются работать и хотят только получать АСП.
4. Реальные поддержка МСБ и привлечение инвестиций.
Слабый инвестиционный климат и отсутствие мотиваций для роста бизнеса – ещё одна масштабная проблема, которая препятствует увеличению доходов Казахстана.
Малый и средний бизнес в стране сталкивается с высокими налогами, бюрократическими барьерами и отсутствием понятных мер поддержки. Эти факторы ограничивают возможности предпринимателей и снижают их заинтересованность в расширении бизнеса. Помимо этого, непредсказуемость законодательства, повсеместная коррупция и административные барьеры отпугивают инвесторов. И борьбы с этими системными трудностями и реального, а не голословного, привлечения инвестиций со стороны правительства сейчас не видно.
– Следует учесть мнения экспертного и бизнес-сообщества. Налоговый кодекс должен стимулировать бизнес-активность, мотивировать к укрупнению бизнеса, а не наоборот. Нужны конкретные проекты с потенциальными инвесторами и сроками реализации, а не просто общее видение, – говорил Бектенов, став премьер-министром.
Но по итогу список этих проектов так и не был представлен обществу, да и диалога, как признаются сами предприниматели, не наблюдается.
Мы в очередной раз повторим, что для улучшения инвестиционного климата Казахстану необходимо принять меры, которые создадут для бизнеса прозрачные и предсказуемые условия: упростить систему регистрации компаний, сократить число согласований и процедур для новых проектов, ввести гарантии защиты прав, заметно усилить борьбу с коррупцией и так далее. А для развития в стране бизнеса также нужно создать благоприятные условия: налоговые льготы для новых компаний, упрощение процедур кредитования, реальный диалог с оперативным решением имеющихся проблем. Только в таком случае правительство сможет больше зарабатывать благодаря увеличению вложения со стороны бизнеса.
Подробнее про эту проблему можно прочитать в материалах «Почему казахстанский бизнес боится работать с государством», «Почему бизнесмены не видят смысла вкладываться в Казахстан», «Бизнес и власть: совещания вместо реальных изменений» и «Не выгодно: малый бизнес может расти, но не хочет».
5. Повышение эффективности процессов возврата активов
Реальная работа по возвращению незаконно выведенных активов могла бы пополнить государственный бюджет на значимые суммы. Но пока что эта деятельность до сих пор выглядит широко распиаренной, но малоэффективной.
Несмотря на большие объёмы возврата средств Кайратом Сатыбалды, общий прогресс в возврате капитала пока недостаточен для восполнения бюджета в масштабах, необходимых для финансовой устойчивости. Об этом Exclusive.kz также уже подробно писал в материалах «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?» и «Когда начнётся реальный процесс возврата активов?».
Государство регулярно заявляет о намерениях использовать вернувшиеся средства для развития, но до сих пор конкретные данные о полноте и эффективности этой работы отсутствуют. Напротив, идёт тренд на их намеренное засекречивание.
А ведь именно эта работа бы спасла финансовое положение страны взамен бессмысленного транжирства Нацфонда.
Вопрос поиска альтернативных источников доходов бюджета становится для Казахстана критически важным. Если министры сами уже напрямую говорят о наличии проблемы в выстроенной ими же фискальной политике и о необходимости увеличения доходов государственного бюджета, то требуется не лезть за заначкой, а начать уже наконец масштабные реформы.
– Наш рост экономики в основном достигается за счёт перераспределения нефтяной ренты через фискальный канал, что соответствует классической голландской болезни. Текущие изъятия уже еле покрываются текущими поступлениями от нефтяных доходов. Поддерживать рост в 7% и выше за счет государственных расходов просто невозможно, так как у нас просто нет таких доходов, даже с учетом поступлений от нефтяных доходов. Для роста выше 7% нужно менять структурно экономику, нужны иностранные инвестиции и нужны достаточно болезненные реформы, для внедрения которых нужно время (даже за два года их сделать очень сложно), а эффект может быть только через 3-4 года и в первые годы можно даже получить рецессию, – комментирует текущую ситуацию председатель совета директоров «Teniz Capital Investment Banking» Галим Хусаинов.
Начинать эти реформы необходимо уже сегодня, не откладывая их на потом. Чем позже они начнутся, тем хуже экономике будет завтра, и никакие расточительства Нацфонда эту дыру не закроют. Но министерство финансов, судя по комментариям его главы, до сих пор уповает лишь на налоги и о каких-либо глобальных изменениях и думать не желает.
– Несмотря на уменьшение прогнозов по доходам 2025 года, по сравнению с текущим годом на 3% это 500 млрд тенге, в целом мы ожидаем увеличение с фактом текущего года на 3 трлн тенге. Из каких источников мы будем добирать это? Первое – за счёт роста экономики, в том числе через проекты, как ТШО, где мы ожидаем 1,4 триллиона тенге. Также 1,3 триллиона тенге планируется за счёт улучшения налогового и таможенного администрирования, в том числе за счёт цифровизации и искусственного интеллекта. С первого января 2025 года в комитет госдоходов будут переданы функции валютного контроля, что тоже откроет новые резервы, – заявил министр финансов Мади Такиев.
Однако названные им суммы кардинально экономику не спасут. Запрошенные правительством трансферты из Нацфонда больше, чем озвученная сумма. К тому же, это не системный подход, спасающий от низких доходов в будущем. Это всего лишь кратковременное решение, – подливание стакана воды в огромное пламя. С такими успехами потушить пожар под названием «финансовый кризис» не выйдет.
Но, похоже, пока ситуация не выйдет из-под контроля, системных выводов никто не сделает.
Комментариев пока нет