Саид Атабеков: Когда-нибудь казахские игроки в кокпар пройдут по подиуму в Милане
Еще в 2020 году участники казахской национальной игры кокпар могли продефилировать по подиуму в Милане. Провести такой перформанс в одной из столиц мировой моды планировал казахстанский художник Саид Атабеков. Воплотить идею помешала пандемия.
Лошади – наше все
Свою задумку мастер до конца не оставил, но пока реализует другие проекты, тоже связанные с любимой игрой. Так, именно ей он посвятил первую за последние несколько лет персональную выставку в Алматы и назвал её «Молитва тысячи всадников». На вернисаже собралась не такая большая, но профессиональная группа гостей – в основном искусствоведы и коллеги-художники. Участника легендарной арт-группы «Кызыл трактор» Саида Атабекова в Казахстане сегодня знают не так много людей, хоть он и живет в Шымкенте (вопреки слухам о его переезде за рубеж). Все дело в том, что художник на самом деле много времени проводит за границей, и чаще представляет свои работы там. Например, его предыдущая персональная выставка проходила в Шымкенте году так в 2016-м. Несложно посчитать, что с тех пор прошло восемь лет. И вот, с новой экспозицией можно ознакомиться в культурной столице страны, то есть в Алматы – в художественном пространстве Aspan gallery.
– На самом деле я давно хотел провести выставку в Казахстане, и, когда выбирали для нее тему, сам предложил директору галереиМеруерт Калиевой посвятить художественный проект кокпару, – рассказывает Саид Атабеков. – Для меня это не просто старинная казахская национальная игра или вид спорта. Это, можно сказать, почти религия. Лошадь священна для любого казаха – практически наше тотемное животное. Я с детства мечтал иметь коня, но его содержание – дорогое удовольствие, а я рос в небогатой семье, нас было девять детей. Понято, что родители не могли позволить себе такую роскошь, как лошадь. Ее ведь надо содержать, а это стоит больших денег.
Однако, став взрослым, художник все-таки нашел место лошадям в своей жизни, став не толькопостоянным зрителем кокпара, но иколлекционером всего, что с ним связано.
– Как—то я приехал на кокпар, и во время игры на спине одного из всадников заметил большую красную звезду. Это было так странно, –вспоминает художник. – У меня возникло впечатление, будто он родом с какой-то другой планеты. С этого человека и начался мой большой проект, посвященный кокпару. Тот неизвестный человек вдохновил меня.
Сегодня в собрании мастера насчитывается 150 пар сапог кокпаристов и сотни других предметов, так или иначе связанных с игрой. Все эти артефакты художник выискивает на специальных тематических форумах, где Саида Атабекова уже хорошо знают. Часть этих предметов сегодня можно увидеть в инсталляции на выставке. Это седла, конская сбруя, подковы, уздечки.
– Не могу сказать, какой предмет ценен для меня больше остальных. Лично мне они дороги одинаково. Каждый из экспонатов – часть казахской национальной культуры, — говорит Саид Атабеков. – Кстати, очень приятно в наши дни видеть интерес к этой игре у молодежи. Значит, мы сохранили интерес к своей культуре.
На стенах зала галереи можно увидеть панно с раритетными седлами, а под ними старые, видавшие виды сапоги, в которых на самом деле выступали кокпаристы, причем, возможно, даже не так давно, ведь художник старается не пропускать ни одной игры. Благодаря этому в его коллекции есть все детали амуниции участников кокпара – и часть из них представлена в визуальной хронике «Степные волки», над которой художник работал на протяжении четырнадцати лет.
Много места на выставке уделено фотографиям, причем часть из них сделал сам Саид Атабеков. Например, огромные черно-белые снимки всадников на бравых скакунах – его работы.
– Мне удалось заснять кокпаристов в сакральный момент – перед игрой, за молитвой,– рассказывает художник. – Эти фотографии, как мне кажется, прекрасно передают духовность нашего народа, особую мужественность батыров.
Игра мужественных людей
Часть снимков кокпара из других серий создавались специально для журнала KokparCentral Asia, который выходил в Казахстане на протяжении пяти лет. В пространстве Aspan gallery можно увидеть и совсем раритетные снимки, сделанные еще в прошлом веке.
– Эти кадры я нашел в архиве своего отца. Честно говоря, не могу сказать, где и когда они сделаны. Возможно, даже еще в Узбекистане, где я родился. Вообще, мой дед был родом из Казахстана, но в годы репрессий, когда мой отец был еще совсем ребенком, бежал из Тараза в Ташкент, чтобы выжить. Потом отец долго не рассказывал нам о том, откуда мы родом на самом деле, но, когда спустя годы он нам открылся, мне захотелось в Казахстан, – делится Саид Атабеков. – Но, возвращаясь к снимкам — для меня важно, что на них запечатлен кокпар. Это игра мужественных людей, наша национальная гордость. Мы должны прославлять эту игру, рассказывать о ней миру. Я даже хотел воплотить в Милане проект, в рамках которого наши известные кокпаристы ходили бы по подиуму не хуже заграничных моделей. Даже лучше, ведь каждый из них – это личность со своей история. Вы только посмотрите на их лица. Это был бы очень яркий проект, я уверен. Европа бы узнала о наших традициях.
А пока частью своей алматинской выставки «Молитва тысячи всадников» Саид Атабеков сделал видео, на котором супруги известных кокпаристов рассказывают об увлечении своих мужей, ставшем частью их жизни. Все интервью Саид Атабеков провел сам.
– В моем видео три героини, я ездил по регионам Казахстана и общался с ними, – говорит художник. – Жены кокпаристов рассказывали мне, сколько сил и средств вкладывали их мужья в игру, насколько важной она для них стала. А жены все это время были рядом, поддерживали. Именно поэтому разговор с ними было необходимо сделать частью этой выставки. Я вообще считаю, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Это поддержка и тыл.
На записи также есть зрелищные эпизоды кокпара, которые Саид Атабеков заснял с помощью дрона. Видео «Молитва тысячи всадников» транслируется на экране в отдельной части зала. Оно завершает экспозицию, которая будет работать до 26 января следующего года. А уже завтра, 30 ноября в 16.00 художник проведет экскурсию по своей выставке для всех желающих.
Валерия Холодова
Фото автора и предоставлены пространством Aspangallery
1 Комментарий
Қазақстан идёт к банкротству, какой подиум в Милане?!