О наших бабушках, одиночестве и СССР
Поддержать

О наших бабушках, одиночестве и СССР

Нынче одиночество в моде. Нам внушают, что молодые должны жить отдельно, а подростков надо «выпинывать» из дома как-только они достигнут совершеннолетия. Определенная логика в этом есть. Более того, буквально до какого-то времени, а  точнее возраста, я разделяла эти убеждения: человек должен учиться охотиться самостоятельно.

Но один вопрос не давал покоя: почему человечество как минимум последние две тысячи лет в основной своей массе выбрало модель, при которой три поколения жили в одном доме? Ну не потому же, что жилья не хватало?!

Почему буквально одно-полтора столетия назад появились такие институты, как приюты для детей или дома престарелых? И в таком количестве? И, судя по прогнозам, их количество будет расти. Развод перестал быть катастрофой, превратившись, скорее в закономерность. Развитие гаджетов все только усугубляет: когда у меня появился планшет, мне вообще стало безразлично человечество.

А ведь мы жили большой семьей и нам даже в голову не приходило претендовать не то, что на собственную комнату, а даже полку в шифоньере. Мы просто НЕ ЗНАЛИ, что это плохо – жить всем вместе.

Советский союз, эта империя зла, и не подозревала, что необходимость жить нескольким семьям в тесных коммуналках формировала настоящую эмоциональную привязанность между людьми. Они общались и помогали друг другу не в социальных сетях, а в реальной жизни. Точно также наши предки жили несколькими поколениями в одном доме и у каждого из членов семьи была своя, уникальная роль в обеспечении преемственности знаний, понимания жизни. Бабушки занимались внуками пока их родители были поглощены бытовыми заботами. Но самое важное, что это была органичная гибкая школа навыков считаться с привычками и потребностями каждого из членов семьи, их настроением и опытом, статусом и возможностями. Сегодня культивируется «самостоятельность» и «независимость», которые подаются как альтернатива чувству сопереживания и эмоциональной гибкости. Растет количество одиноких, разведенных и никакие темпы строительства жилья не перекроют в ближайшее время эту потребность в комфорте, а точнее — возможности подчинить всю свою жизнь сугубо собственным желаниям.

Боюсь, что разрушение института семьи прежде всего как многолетнего тренинга по умению учитывать интересы другого человека и есть истинная причина того, что понимать друг друга перестали уже не только целые народы, но и группы людей внутри одного и того же государства. Прервалась органичная цепочка передачи знаний, принятие иерархии, сословий, уважения и доверия к тем, кто живем с тобой  под одной крышей, в одном поселке, городе, стране? Не потому ли количество гражданских войн стало обыденностью? Люди утратили ценностные ориентиры, индустриализация позволила жить им, не считаясь ни с кем в клетке, величиной несколько десятков квадратов. И, как сказал Крокодил Данди, они теперь ходят к психологам, потому что у них нет подруг.

И здесь нужно понять одну маленькую истину, которая переворачивает с ног на голову колоссальную подмену понятий: образование – не для того, чтобы развивать экономику (стать богатым), а для постижения определенной системы ценностей, гражданственности, самореализации и пр. А для этого вы должны вырасти в обстановке, когда бабушка читает вам сказки и древние мифы, а дед рассказывает об истории кораблестроения и покорения новых земель, которые когда-то в свою очередь покорил его дед.

Говорят, что никто не разрушает так личность ребенка, как сверхзаботливые родители. Такие дети не умеют жить в условиях неопределенности, лишенные с детства иммунитета к пробам и ошибкам. То же самое касается и образования.

Возможно, не всегда или никогда не надо знать, как устроены вещи, чтобы пользоваться ими наилучшим способом. Сейчас, когда обладание дипломом стало культом, мы упустили одну очень важную вещь. Образование дает нам  обстоятельный ответ на то, как устроен мир и ни слова о том, как в нем жить. Потому что мы перестали жить со своими близкими.

Я очень люблю одиночество, возможно потому, что для меня это большая роскошь. Вокруг меня всегда близкие, коллеги, друзья. Более того, я убеждена, что есть категория людей, которым просто необходимо хотя бы какую-то часть времени проводить одному для того, чтобы просто подумать. Но, возможно, роскошь потому ею и является, что она не доступна всегда.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.